События

"Семья компаний" это как? - интервью Евгения Ефремова для "газета Дело"

События

Семья «Доренберг». Евгений Ефремов – о расцвете креативного кластера в Иркутске и новых проектах

Семь лет назад идея открыть арт-завод «Доренберг» многим иркутянам казалась настоящим безумием. Сегодня это единственный экономически успешный креативный кластер за Уралом, не имеющий госучастия. «Комьюнити, коллаборации – это мое. И это то, что работает», – говорит создатель проекта Евгений Ефремов. Что изменилось в концепции «Доренберга»? Почему не сработал столичный подход? Как креативные индустрии меняют реальный сектор? И какие новые бизнесы и направления вошли в «Семью компаний Доренберг»? Об этом – в нашем интервью.
Текст интервью:
Проектом довольны

Евгений, проекту «Доренберг» уже семь лет. Таким ли вы его задумывали? Что удалось, а что «отпало» в процессе?

– «Доренберг» – это живая история: планировали одно, сделали пятое, получилось десятое. Это нормально, это хорошо. Если посмотреть на цифры, то на этапе запуска проекта у нас было около 5000 кв. м арендопригодных площадей. Сейчас их уже порядка 8500. Еще 1500 «квадратов» мы используем как общие зоны, прогулочные территории. Так что проектом мы очень довольны, добились многого.

И все-таки – что не получилось, не «полетело», что пошло не так?

– В целом, всё было так. Например, проект «Доренберг Холл» – большой зал для крупных, серьезных мероприятий. С экономической точки зрения он показал себя не слишком хорошо, но в рамках деятельности арт-завода, в рамках города, где мы добились мероприятий такого формата и уровня, это, конечно, проект отличный.

Концепция арт-завода за эти семь лет как-то изменилась?

– Да, мы провели реконцепт территории. Изначально, в первые годы работы, мы ориентировались больше на микробизнесы: хендмейд, маленькие мастерские. Сейчас идем в сторону дизайна, архитектуры. Нам нравится всё, что связано с более интересным подходом к строительству, ремонту, загородной жизни, и мы наполняемся резидентами уже в рамках этой деятельности. В здании, где располагался «Доренберг Холл», например, теперь работает федеральная компания «Русклимат».

В 2017 году идея создания креативного кластера в Иркутске многим казалась безумной. Скепсиса было немало: не то место, не то окружение, не та инфраструктура…

– Так и было. Многие, помню, спрашивали: «Почему вы открылись здесь? Почему не на Карла Маркса?» Но наша территория, исторический завод Доренберга, – здесь, поэтому и мы здесь. А с историей про «вы далеко» мы до сих пор боремся. В таких случаях всегда спрашиваем: «Далеко откуда? Где вы живёте?» Ведь на самом деле мы находимся в центре города, до Ленина и Карла Маркса – пара километров. Если вы едете из спального района, то вам и до сквера Кирова точно так же «далеко». Сейчас скепсис на 90% ушел.
На стыке культуры и бизнеса

Есть мнение, что креатив и деньги – вещи малосовместимые. На ваш взгляд, креативный кластер – это вообще про бизнес?

– Да, но не только. Это еще и про ценности.Ведь прежде всего, история креативных кластеров – про стык культуры и бизнеса. Это, с одной стороны, девелопмент, а с другой – сохранение исторического фонда, наследия города.

Конечно, есть люди, которые говорят: «Вы портите здания, раскрашивая их граффити». Но есть и те, кто понимает: если бы мы не раскрасили эти здания, не представили их в новом свете – так, чтобы они нравились современным людям, то их, возможно, просто снесли бы. А так мы здание сохранили, историю сберегли – и при этом продвигаем её в будущее.

Я вообще считаю, что для России, для российской культуры прошлое – это главная ценность. Мы его храним. Да, ценности видоизменяются, «переопыляются» с современностью, но они есть, и это важно.

А вариант снести здания совсем вы не рассматривали? Стоял такой вопрос?

– Стоял, и всерьез. В любом случае, мы зарабатываем деньги – и потому всегда анализируем, смотрим, какие варианты есть. Что-то снести, где-то – провести реновацию, возможно, построить новое. Как любой девелопер, я рассуждаю прежде всего квадратными метрами и их стоимостью на рынке. Здесь все совпало – и проект арт-завода сложился.
Иркутск – не Москва

Когда вы вышли с этим проектом на рынок, ревитализация, реконцепция в Сибири были еще не развиты. Мы знали лишь единичные успешные примеры в Питере, в Москве. Какими проектами вы вдохновлялись?

– Для меня главный пример в стране – это дизайн-завод «Флакон», площадка номер один, которая меня вдохновила. Номер два – «Хлебозавод», проект той же команды, но уже более современный, более девелоперский. Если дизайн-завод – это чистый креативный кластер: про движуху, бары, клубы, креативные товары, то «Хлебозавод» – скорее про ритейл, это более бизнесовый проект.

Сегодня креативных кластеров и пространств в России уже очень много – около тысячи. Причем не только в столицах, но и в регионах. Это и «Каменка» в Красноярске, и «Октава» в Туле, и «С52» в Ростове. Есть целое интернет-издание «Атлас креативных кластеров», мы в нем тоже присутствуем.

В Иркутске вы в свое время были первыми?

– В городе к тому моменту уже работало креативное пространство «Перцель». Но в формате именно креативного кластера – а это целый комплекс зданий, большая территория – да, мы были первыми.

Можно сказать сейчас, что кластер на арт-заводе сложился?

– Конечно. Нас даже приняли в Союз креативных кластеров. Мы стоим в одной линейке с такими проектами, как «Хлебозавод», «Октава», «Арт-Плей». С нами разговаривают, с нами считаются.На сегодня мы являемся единственным экономически успешным креативным кластером за Уралом, не имеющим государственного участия. И это довольно нетипичная история: в других городах, как правило, такие проекты имеют господдержку. Наша история – только про бизнес.

Кстати, мы теперь занимаемся консалтингом по разработке подобных проектов в России. Из последнего – я участвовал в создании концепции креативного кластера в городе Кемерово. Он называется «Редакция». Это комплекс на 25000 «квадратов», расположенный на территории бывшей типографии.
В одном из интервью, рассуждая о креативных кластерах, вы сказали, что Иркутск – не Москва. То, что работает там, может совсем не «полететь» здесь. В чем отличия?

– Да вообще во всем. Изначально нам писали концепцию арт-завода москвичи. Мы на ней отработали год – и не выдержали. Это просто другая планета, люди настолько разные! У нас есть свой дизайн-код, своя «иркутскость», и она отличается даже от «красноярскости», от «новосибирскости». Поэтому, наверное, первый пул резидентов, которых мы заселяли с помощью московского «Флакона», весь съехал.

И дальше мы уже вырабатывали свой концепт, свои подходы.Если в Москве ставка на креативный бизнес: хендмейд-предприятия, локальные бренды, то мы отошли от этой концепции в сторону реального, работающего бизнеса, в сторону заряженных на развитие предпринимателей. У нас в «Доренберге» приоритет – люди.Резиденты, готовые общаться в рамках комьюнити на заводе, в рамках наших чатов в мессенджерах, ходить на наши внутренние мероприятия. И это работает: сегодня у нас даже есть очередь на аренду. Людям нравится быть возле людей, которые реально хотят развивать свой бизнес, расти, общаться.
Заполняемость – 100%

Можете поделиться цифрами: сколько у вас резидентов, какова стоимость аренды?

– На сегодня у нас около 70 резидентов на территории, это порядка 200-230 человек. С 2017 года мы выросли по выручке в 2-2,5 раза. Что касается арендной ставки, то мы дороже, чем все офисы в округе. У нас ставки на уровне бизнес-центра «Терра». Самые интересные офисные площади, хорошие локации сдаем по за 1000-1200 рублей за кв. м. Минимальная на сегодня арендная ставка на территории – 600 рублей за кв. м, но это довольно большая площадь.

Кто генерирует основной поток в «Доренберге»?

– Каждый уникальный резидент генерирует свой уникальный трафик, который, по возможности, перекликается в каких-то точках с трафиками других резидентов. У нас нет «якорей», к которым все идут, как за хлебом, а по пути – заходят к остальным.

Все равноценны?

– С экономической точки зрения – нет, конечно. Есть ключевые резиденты, которые занимают большие площади и платят большие деньги, но трафикообразующих якорей у нас нет.

Если оценивать стадии развития, то сегодня у «Доренберга» период расцвета?

– Скорее, это даже и не расцвет еще, потому что планов много, в том числе и по достройке площадей. Нам не хватает того, что есть.

Спрос больше, чем вы можете предложить?

– Да. Есть нормы по загрузке торговых, офисных площадей. Показатель в 95% – это очень здорово. А у нас доходит иногда и до 100%. Затем, конечно, происходит естественный откат: начинаешь немного ротировать, арендую плату поднимать – одни резиденты съезжают, заходят другие.

Я считаю, намного качественнее держать аренду на уровне 90-95%, не заполнять площади на 100%. Поэтому при текущем спросе нам действующих 10 тысяч «квадратов» мало, хотелось бы еще 5-7 добавить. Мы сейчас занимаемся проектированием.
Бизнесы – как дети

«Доренберг» – это не только арт-завод, это целая «семья компаний», куда входят разные направления: Доренберг loft, Доренберг RentService, фестиваль «Малоэтажная Сибирь», система управления недвижимостью WeProperty, мясной ресторан Доренберг... Какова философия «семьи компаний»?

– У меня своя семья – большая, четверо детей, две дочки и два сына.Я как-то слушал интервью, в котором спикер сказал: как выстраивается семья у собственника, так складывается и взаимодействие внутри компании, в бизнесе. Когда в менеджменте всё рассыпается, рушится, надо посмотреть, что происходит у человека в семье, и станет понятно, почему все так. У меня в семье все хорошо, все налажено.

Бизнесы для вас – это тоже дети?

– В какой-то степени да. И все эти проекты у меня всегда были: и event, и оборудование для мероприятий, и строительство. Просто пришло время все это упаковать в конкретные продукты и показать людям. Так и родилась «семья компаний».

Можете рассказать о некоторых проектах подробнее?

– Конечно. Например, «Доренберг loft» – это направление залов для мероприятий, ивент-холлы. У нас на сегодня их два. Один холл называется «Громче Hall» – интересный, двухэтажный, камерный, на 160 «квадратов». Он подходит для ярких дней рождений, корпоративов на компанию до 50 человек. Второй зал называется «Priority Hall». Он подходит для более торжественных мероприятий, в том числе бизнес-событий. Вместимость – от 40 до 300 человек.

Следующее важное для меня направление – Доренберг RentService. Это сервис по аренде мебели и оборудования для мероприятий. Например, у нас больше всех стульев в Иркутске – 1050 красивых прозрачных одинаковых пластиковых стульев «Виктория хост». На всех концертах в Ледовом дворце и других больших залах, где есть сидячая посадка, стоят мои стулья. Арендуют их и физлица – для торжественных мероприятий, свадеб, выездных торжеств.
Это успешная бизнес-история?

– Я не назвал бы ее суперемкой, но она работает. Для меня важно, чтобы бизнес не занимал слишком много времени. Люблю, когда все понятно. Есть проекты, которые съедают время, а денег – если посчитать трудозатраты – особо не приносят. Здесь – не так.

В «семье компаний» есть и выставочная деятельность. «Малоэтажная Сибирь» в этом году прошла второй раз, и очень успешно. Какие цели преследуете этим ивентом?

– «Малоэтажная Сибирь» для меня – проект-открытие. Я не первый год в строительном бизнесе, есть компания «Экотектура», которая занимаемся загородной недвижимостью. Изначально «Малоэтажная Сибирь» была задумана для продвижения бизнеса – чтобы не тратить деньги на маркетинг. Но в итоге я просто влюбился в эту деятельность. Понял, что объединять рынки, участников мне нравится намного больше, чем просто строить дома. Комьюнити, коллаборации – это по-настоящему мое.

Мне хочется, чтобы люди, которые ищут услугу строительства дома, получили ее круто и качественно. Многие боятся загородной жизни: думают, что их обманут, построят плохо. Огромная часть рынка не упорядочена – и я хочу это сделать.У меня даже есть такой слоган: «Малоэтажная Сибирь – это портал в цивилизованную загородную жизнь».

Без идей – никак

Говорят, что вы человек импульсивный. Можете создать, построить что-то, а через месяц все поменять и переделать. Это правда?

– Я думаю, что с каждым годом импульсивности становится всё меньше. Поговорка «Старость пришла одна» в моем случае не работает (смеется), старею – мудрею. Сейчас я все, что придумываю, записываю себе в заметки и живу с этим несколько месяцев. Смотрю, как оно – сидит в голове или уже надоело? Я стал тщательно фильтровать свои замыслы. Года четыре назад все было иначе: проведу собрание – и поехали. Бежим, падаем, встаём, реализуем, делаем, не делаем…

Сколько сейчас в вашем списке идей?

– Три-пять, и этого вполне хватает. Это раньше мы хватались за всё: нужно было заработать каждые 10 тысяч, каждый миллион. А теперь понимаем: есть возможность выбирать.

Надеюсь, ваш импульс всё же не иссякнет.

– Нет, конечно, это моя натура. Без идей как? Для меня вообще важны идеи и важна их реализация. Проблема многих людей в России в том, что они не понимают: идея сама по себе ничего не стоит. Ее реализация, описание процессов, финансирование, вера в эту идею других людей – вот это стоит и денег, и времени.

Какой вы лидер – вождь, визионер, автократ?

– У нас в команде умеренная авторитарная демократия (улыбается). А вообще я фанат монархии. Не верю в сменяемость власти. В моём понимании человеку, чтобы сделать большой объём работы с большим количеством площадей и людей, нужны десятилетия. Я 7 лет управляю этой территорией, у меня всего два гектара и 15 человек в подчинении – и тут столько работы!

Чего бы хотели в будущем? 10 гектаров? Тысячи людей?

– Нет, управлять большими коллективами – не моя стезя, мне это неинтересно.На сегодня меня больше всего привлекает тема ивентов. Мы хотим вырастить «Малоэтажную Сибирь» до «Малоэтажной России», масштабировать ее – как минимум до Сибири и Дальнего Востока. Тема креативного кластера тоже будет развиваться. У арт-завода «Доренберг» – большое будущее.

В общем, следите за мной – будет интересно! (улыбается) Как говорится,
у самурая нет цели – только путь.
{$te}